Vitruvianus (vitruvianus_9) wrote,
Vitruvianus
vitruvianus_9

Category:

Политическая история науки и техники 1.

20 июня 2012 г.
(оценено 4776 датированных свидетельств)
Всемирная история паровых котлов начинается в 1405 году, когда сёгун Ashikaga Yoshimochi поочередно сварил в пароварке (Google упрямо переводит «steamer» как «пароход») 20 пиратов. Так что Папен, Уатт и братья Черепановы в борьбе за первый паровой котел безнадежно проиграли.
ПАРОХОДЫ
Претендентов на первенство всегда много, и лучший способ установить дату изобретения – глянуть, когда оно стало поступать в ремонтные мастерские. То, что работает на деле, а не на бумаге, ломаться просто обязано. И вот он график: в самом низу – то ли пароварка, то ли пароход сёгуна Ashikaga Yoshimochi, затем необъяснимое употребление термина «пароходство» в 1643 году, ну, а первая авария – в 1831-м, и это уже ближе реальности.

То же самое, но повыше.

Любопытно, что перевозить чай пароходу решились доверить лишь в 1869 году, спустя 167 лет (это двойной цикл Урана) после постройки первого парохода в Европе (1702).
ПАРОВОЗЫ
Первую паровую коляску построил Фердинанд Вербейст* в 1678 году. Вот она.

*Фердинанд Вербейст, он же Фердинанд Вербист, он же Фердинанд Фердист, бельгиец (Verdiest, перевод с бельгийского «Заслуги», «Кредит», возможно, от «Кредо»), он же Nan Huairen (南懷仁) – «Князь Ньяньчана», иезуит.
Википедия приводит иллюстрацию с примечанием: «этот небольшой автомобиль на паровой турбине, построен по образцу, заимствованному у немецкого механика, предположительно, в 1775 году».
Это очень важное примечание, поскольку позволяет предположить, что Вербист бежал в Китай после запрета ордена в 1773 году (иначе он не знал бы об этой машине). Это может означать, что метеорит от 16 апреля 1665 года, который видели в Китае, это метеорит года 1783-го.
Уместно вспомнить, что именно на 1783 год приходится свидетельство об изменении наклона земной оси, как раз после прохода кометы и серии пожаров и землетрясений. Вот подходящая цитата.
ИСТОЧНИК: http://www.phenomena.org.uk/Fire1783.htm
Некоторые ученые подозревали, что ось Земли сместилась. Жители Castleton в Derbyshire жили в тени близлежащей горы большую часть зимы. Они утверждали, что первое солнце в этом году пришло в их дома на несколько дней раньше… и что тень их гор теперь на несколько метров короче, чем должно быть в середине зимы.
А вот что известно о деятельности Фердинанда Вербиста.
В 1670 году (через 5 или 6 лет после прохода кометы) Вербист настоял на изменении китайского календаря на один месяц (сдвинулась ось?). Как результат, все оригинальные китайские календари уничтожены, а в 1679 году по приказу Вербиста ушли в переплавку и подлинные астрономические инструменты китайских ученых. Вербист построил пушечный завод, и ему, похоже, недоставало меди.
ВТОРОЕ МЕСТО
Право на создание второго паровоза досталось французу, спустя 85 лет (почти точно цикл Урана). А затем планета о паровозах забыла – на 68 лет, и только англичане упорно выпускали по одной свежей модели, в среднем, каждые 4 года.

Небезынтересно отметить и поворотную симметрию статистики улучшений в паровых устройствах (без пароходов и паровозов). На отделенных 59 годами (один из наиболее ярких сдвигов XIX века) участках плотность изобретательской активности у Англии и у всего остального мира одинакова – одно новшество в 2,2 – 2,4 года. На разреженных участках – одно событие в 10-15 лет.

Есть и заметная лакуна в промежутке между 1860 и 1880 годами. Крушения происходят с той же периодичностью, что и прежде, а вот все остальное замирает.

Точно такой же провал мы увидим и в сведениях о запорной арматуре – чуть ниже.
ЗАПОРНАЯ АРМАТУРА
Это не только паровые клапаны для котлов, но и самые обычные водопроводные краны, и здесь чудес еще больше. За пять тысяч лет до новой эры уже описаны и трубопроводы, и цилиндрические и конусные краны, и обратные клапаны.

Поршневые насосы созданы за 200 лет до н. э., а Герон Александрийский в труде «Пневматика» описывает уже использующиеся откидные (поворотные) и дисковые клапаны. В следующий раз дисковые клапаны понадобятся лишь спустя 1700 лет – в паровом двигателе Джеймса Уатта. В третий раз дисковая задвижка станет нужна в 1886 году – Джозефу Хопкинсу.
Еще интересней, какой запорной арматурой пользовался Эвмен II (Греция) около 180 года до н.э. Его водопровод рассчитан (перепад высот до 195 метров) на давление от 2 до 16-20 атмосфер. Пользуются запорной арматурой и Тиберий, затем, спустя 1500 лет – Папен, хотя стабильная потребность в арматуре появится лишь, когда прочно займут место под солнцем паровозы. Вот часть этого же графика, но повыше.

Если рассмотреть верхнюю часть графика еще ближе, натыкаешься на пятикратное падение плотности событий в том же промежутке, что и у паровозов - 1860-1880 гг.

Кстати, в Санкт-Петербурге первый чугунно-арматурный заводик основал саксонец по фамилии Грош – 1878 году, а в Нью-Йорке первую арматуру начали делать после 1842 года, с началом строительства Кротонской водопроводной станции. Именно в этом году, уже после поданного Нью-Йорком примера, в США началось сооружение трубопроводов как таковое. Трубы частенько исполнялись из дерева.
Мне не удалось найти сведений о запорной арматуре до 1842 года (ну, если не считать Тиберия и Эвмена). Это означает, что до середины XIX века технологии водоснабжения были еще античными, безнапорными, а единственным краном был деревянный чопик.
ПРОВАЛ
Давайте выведем то, что отыскали, в один график. Повсеместный провал очевиден.

Первое объяснение парадоксу – военные события 1862-1864 годов; именно на этот период приходится беспрецедентная плотность сражений на единицу времени – самая большая за всю историю человечества. Пожалуй, я приведу тренд баталий этого периода и тренд суммы тех изобретений, что мы только что рассмотрели. Тренд технических сведений взят с коэффициентом 20, - иначе линии не сравнить.

Казалось бы, все логично: когда поют пушки, умники сопят в дырочку, и все-таки я решил проверить, - и не пожалел. График ниже выглядит иначе, но показывает все, как есть; отлично видать высочайшую плотность изобретений во все военные годы, - провал наступает одновременно с окончанием боевых действий. И я знаю, что это, - победители делят интеллектуальное наследство: этого умника мы забираем восстанавливать систему образования, а про этого вообще забудьте, он бомбу нам будет делать.
Ну, или еще хуже: история переписывалась целиком. По крайней мере, когда я врезал соседним столбиком все 8789 датированных свидетельств (пусть еще толком и не разобранных), передо мной предстала абсолютно искусственная конструкция.
Обратите внимание, как ровненько, игнорируя все исторические перипетии, и даже не по параболе, как должно б, движется хронология важнейших изобретений человечества. В принципе, я уже видел такое – в базе данных HistiryOrb: там, где сведений остро не хватает, лакуны заполняются мусором:
- Виктор Гюго поехал на воды…
- Виктор Гюго познакомился с будущей женой…
- Виктор Гюго едва избежал насилия толпы…
Именно этой шелухой скрывается отсутствие сведений на историческом отрезке.
И график становится ровным и красивым, - не хуже, чем китайские наблюдения за кометами, расписанные едва ли не от Сотворения Мира.

ТРУБОПРОВОДЫ
После запорной арматуры этот раздел сам собой напрашивается. Вот график, и, Бог с ним, с Египтом, он всегда будет супергероем; посмотрите, как разорваны сведения в Италии, Германии и России.

Понятно, что трубопроводы в России XVII века никто не патентовал, и по формальным признакам эта информация здесь лишняя. Просто кому нужны краны, если отсутствуют трубы?
Сразу скажу, итальянские историки науки обычно рассказывают о сильно далеких временах, - ни проверить, ни опровергнуть. В России блефуют иначе: то первые Романовы обнаружат, что на Москве и до них водопроводом умели пользоваться, то Петр I мародерничать начнет и прикажет в Москве трубы свинцовые выкопать и в Санкт-Петербург отвезти.

Первое свидетельство о собственно изобретении относится к 1885 году: братья М. и Р. Маннесман (Германия) изобрели способ винтовой прокатки бесшовных труб прокатным станом с косо расположенными валками. Все, что было раньше, – это уже средневековье. Я покажу тот же график ближе к нашему времени. Обратите внимание, сведения о трубопроводах в Италии, Германии, США и Канаде доходят вниз до 1880 года – и исчезают. Буквально, канут в Лету. С арматурой – то же самое.

По сути, все, что раньше 1880 года, типа латунный кран во дворце Тиберия, можно смело выдавать за античность.
ХРОНОЛОГИЯ ГАЙКИ И БОЛТА
Обнаружив принцип винта, забыть его уже невозможно. В основе, и винтовочный нарез, и нория, и корабельный винт – одно и то же. И вот как выглядит график, если игнорировать все на свете придумавших Архита Таренского (300 до лет до Р. Х.) и Архимеда (260 лет до Р. Х.).

Сразу скажу, нарезы на оружии на 95 % - блеф. Ну, не может свинтная бомбарда стоять на вооружении в 1382 году. Изготовление резьбы и в XIX веке представляло определенные сложности. И если это принять, то история винта начинается не ранее 1700 года, а, скорее, после 1790-го, когда создали первый токарно-винторезный станок.
Давайте рассмотрим этот график поближе.

Здесь есть два очень характерных провала в плотности данных: 1810-1830 гг. (условно говоря, дележ наполеоновского наследства после поражения Франции) и все те же 1860-1880 гг. Но давайте рассмотрим вопрос принципиально.
КЛЕПКА И БОЛТ – ЧТО ОБЩЕГО
На графике выше хорошо видно, как близки по времени первые патенты:
- на станок для нарезания пушечных стволов (1790);
- на винторезный станок (1794);
- на станок для нарезания гаек и болтов (1798).
На графике ниже отлично видать, что и машина для холодной клепки (1794) – из той же компании.

Вопрос в том, почему клепка и винт найдены одновременно? На мой взгляд, потому, что и клепка, и винт (болт) рассчитаны на работу с массивными металлическими деталями, особенно из железа. Ни для дерева, ни для бронзы, ни для камня они не подходят, - слишком оно все хрупко. Медь склонна рваться, а вот железо да сталь – самое то. По сути, перед нами ясное свидетельство наступления промышленной революции.
ТУРБИНА – КЛЮЧ К ПОЛОВИНЕ СЕКРЕТОВ
Принцип турбины вложен уже в мельницу, как водяную, так и ветряную. Хуже того, я убежден, что возможность создания мельницы и турбины осознана одновременно. Вот мои аргументы:
1.    У них один принцип действия
2.    До появления товарного избытка ни мельницы, ни турбины одинаково не нужны.
Знаете, как датируются первые ТОЧНЫЕ сведения о мельницах?
Египет и Персию не берем, - там почти все еще от Сотворения Мира придумано.
Перед голландцами молча снимаю шляпу. А как остальные?
РОССИЯ
1785 год. Екатерина II РАЗРЕШИЛА СТАВИТЬ мельницы
1844 год. Купец Вихляев арендовал мельницу у монастыря
1859 год. Первый броневой прокатный стан запитан от водяной мельницы
США
1888 год. Ставятся ветронасосы.
ФРАНЦИЯ
340 год. При Карле Великом (абсолютно мифическом) появились мельницы.
1848 год. Из Франции в Россию отправлены хорошие мельничные жернова.
БРИТАНИЯ
1854 год. Водяная мельница поставлена на острове Мэн (сведения из базы о величайших технических достижениях человека)

И это – нормально. Я видел быт сельских алтайских казахов: ручной мельнички (неотличимой от тех, что стоят в музеях) семье хватает за глаза. Это как мясорубка: крестьянин не станет себе покупать мясокомбинатовскую машину для фарша; ему надо, что покомпактней. Да, и хранится зерно лучше муки.
Водяная или ветряная мельница нужна промышленнику:
- молоть муку из скупленного у крестьян зерна;
- двигать ткацкие станки;
- выкачивать воду из шахты.
И эта публика сразу положила глаз на турбину. И хотя считается, что турбина была описана еще Героном Александрийским, заработала она позже всех, - и всех пережила. Вот график; опытные образцы делались вплоть до конца XIX века, а в 1883 году она – р-раз! – и заработала. Почему?

Ларчик открывается предельно просто – обороты. Уже первые образцы турбины шведа Лаваля выдали 30 000 об/мин (а не 10 об/мин, как у водяной мельнички). Подшипники скольжения тупо горели. Нужен был подшипник качения – с шариками (или роликами). Но, вот беда, подшипники качения, придуманные аж при Нероне, все еще оставались кустарщиной. Нужен был фабричный, идеально откалиброванный шарик.
ПОДШИПНИК КАЧЕНИЯ
Сразу – график. Едва Фридрих Фишер сконструировал машину для фрезерования стальных шариков, турбина стала из нахлебника – кормильцем.

Почему шарики не научились фрезеровать раньше? А общий технологический уровень не позволял, - из-за сотен и сотен факторов. Гайки только-только делать научились, плюс инструментальная сталь в самом зачатке, ну и плюс этот странный передел неизвестно чего между 1860 и 1880 годом…
Прелесть в том, что Фишера отделяет от механики средневековья совсем немного времени. Я собрал на одном графике эти жуткие, никак не объясненные историками науки разрывы в движении технологий. Может, и были у Фишера предшественники, вот только теперь они считаются механиками Нерона. Или Тиберия. Или даже фараона Аменхотепа.
РАЗОРВАННАЯ ПРОМЫШЛЕННАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
Не факт, что сведения, отраженные на графике датированы историками верно. Скорее всего, напротив, - неверно. Связанные технологии, обязанные переплетаться плотнее ковра, отброшены на целые десятилетия друг от друга.

Именно в этом пустом промежутке, ниже 1880-х годов напрочь исчезают, как рассказал мне собиратель финансовой истории, все достоверные сведения о движении денег. И именно здесь начинаются хронологические чудеса в истории Франции, самой сильной державы того времени. Подробнее смотрите, например, здесь:
О Франции
http://fakexixcentury.blogspot.com/2012/01/blog-post.html
О табаке и наркотиках
http://fakexixcentury.blogspot.com/2012/01/xix.html
О революциях и кометах
http://fakexixcentury.blogspot.com/2012/01/blog-post_08.html
Но главное, ниже 1880-х еще нет нужного современной цивилизации количества железа, тем более, стали. Вот показательный график: арматура и трос – детища конвертера.

Продолжение
https://fakexixcentury.blogspot.com/2012/06/blog-post.html?fbclid=IwAR3vWh-AC_9StQkktsrR78lidW8sMgOg9jm4dVU-q5IaGEd_E7GIgJ7Pxj4

Tags: history, история, разоблачая ложь, теории истории
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments