Vitruvianus (vitruvianus_9) wrote,
Vitruvianus
vitruvianus_9

История появления трамвая в Одессе

К восьмидесятым годам XIX века разрослась территория города, население Одессы достигло уже 250 тысяч человек. Основным средством передвижения и сообщения являлись дрожки и линейки.

Бельгийское общество конно-железной дороги предложило построить конно-железную дорогу. Дума согласилась с их предложением.

Так, в Одессе 7 (20) июля 1880 года открылась первая линия «конки». Её маршрут был: от ул. Ришельевской по Почтовой, Канатной, Сабанееву переулку через Александровский парк к пляжу "Ланжерон".

Проезд разрешался только сидя, а стоять могли всего шесть человек на задней площадке вагона. На переднюю площадку и ступеньки вагона пассажиры не допускались. Стоимость проезда - пять копеек.

К концу 1888 года таких маршрутов было уже 19. Вагоны хранились в депо на Куликовом поле, а лошади содержались в конюшнях на Ботанической улице (между улицей Канатной и Французским бульваром).

Затем соорудили две новые линии, но уже на паровозной тяге. Одна линия от Пантелеймоновской улицы до пляжа "Золотой берег" (16-я ст. Большого Фонтана), другая - от Херсонского сквера к Хаджибеевскому лиману (протяженностью 9 километров).

Лошадей заменили "паровички". Это были небольшие паровозики с неуклюжей широкой трубой, за что одесситы называли их "Ванька головатый". В память о "паровичках" на Большефонтанской и Люстдорфской дорогах остановки назывались станциями. Так называются и сейчас. Отдельные строения станций сохранились до сих пор (8, 9-я ст.).

24 сентября 1910 года состоялось торжественное открытие первой линии электрического трамвая.

Градоначальник Толмачёв перерезал трёхцветную ленту, и четыре разукрашенных вагона вышли из деревянного депо в районе Лидерсовского бульвара по Александровскому парку, Канатной, Греческой улицам к Греческой площади.

Юрий Олеша описывает живописную картину торжественного открытия трамвайного движения:
"Трамвай показался на мосту (Строгановский) жёлто-красный со стеклянным тамбуром впереди. Под крики он прошёл мимо нас тамбуром, наполненный людьми, среди которых был какой-то высокопоставленный священник, кропивший перед собой водой. Там же градоначальник Толмачёв, в очках, с рыжими усами".



" Родилась я на даче Саракини (Большой Фонтан, 11-я станция паровичка) около Одессы. Морской берег там крутой, и рельсы паровичка шли по самому краю…"

{Анна Ахматова, автобиография}



Первый рейс одесского трамивая.

Двадцать четвертого сентября 1910 года Одесский градоначальник Иван Николаевич Толмачев перерезал цветную ленту, преграждающую путь четырем разукрашенным вагонам, которые тотчас же выехали из деревянного депо, сооруженного в районе Лидерсовского бульвара, и отправились в свой первый путь по центральным улицам солнечной Одессы. Так в нашем городе состоялось торжественное открытие первой линии электрического трамвая.

К концу XIX века из малочисленного, но многонационального поселения на берегу Черного моря Одесса превратилась в один из крупнейших городов Российской империи. Большой город не мог обходиться без средств массового сообщения и значительного объема транспортных коммуникаций, которые смогли бы обеспечить должные условия обмена грузами между городом и портом, а также перевозку пассажиров на дальние расстояния. Несмотря на развитие и успешное функционирование одесской конки, которая к этому времени насчитывала ни много ни мало 17 маршрутов, нехватка транспортных линий и средств ощущалась довольно остро. В связи с этим в городскую думу начали один за другим поступать предложения о переустройстве некоторых линий конной тяги на электрические и расширении и увеличении протяженности самих путей, что позволило бы сделать транспортировку быстрой, удобной и функциональной.

Однако все эти предложения, несмотря на их дельность, долгие годы отклонялись руководством города - вопрос пуска электрического трамвая по определенным причинам чуть ли не на целое десятилетие повис в воздухе. Лишь в 1908 году вновь избранные гласные новой городской думы, познакомившись с «Запиской по делу о заключении договора с Бельгийским акционерным обществом одесских конно-железных дорог на сооружение в г. Одессе электрического трамвая в черте города», приняли решение осуществить предложенный проект.А вместе с тем заключили с бельгийцами договора о переустройстве линий конки и парового трамвая на электрическую тягу, постройке новых линий электрических железных дорог и эксплуатации их в Одессе.

Разгар работ пришелся на 1910 год. Пуск трамвая решено было приурочить к открытию Российской фабрично-заводской, сельскохозяйственной и художественной выставки, призванной показать экономическое развитие юга державы. Местом ее проведения был избран Александровский парк (ныне - парк им. Т.Г. Шевченко), отсюда же, со стороны Лидерсовского бульвара, взяла свое начало и первая линия одесского электрического трамвая. Торжественная церемония открытия состоялась двадцать четвертого сентября, в полдень. По ее окончании четыре красочных вагона вышли из временного депо, направились вдоль выставочной аллеи в Александровском парке, затем - по Сабанскому переулку, Канатной, Греческой улицам и завершили свой путь на Греческой площади. Первый рейс вызвал искренний интерес одесской публики: жители города, и стар и млад, вышли на центральные улицы к трамвайным путям, чтобы воочию лицезреть торжественный ход нового одесского чуда.

«Я помню себя стоящим в толпе на Греческой улице в Одессе и ожидающим, как и вся толпа, появления перед нами вагона трамвая, только сегодня впервые начавшего у нас функционировать... - писал Юрий Олеша в своей книге «Ни дня без строчки». - Трамвай показался на мосту, желто-красный, со стеклянным тамбуром впереди, шедший довольно скоро... Под наши крики он прошел мимо нас... За управлением стоял господин в котелке, и все произнесли его имя: Легоде. Это был директор бельгийской компании, соорудившей первую трамвайную линию в Одессе».

Именно таким запомнилось многим одесситам 24 сентября 1910 года - день запуска первого электрического трамвая. С того времени прошло уже 99 лет, а этот вид транспорта по-прежнему продолжает пользоваться широкой популярностью у одесситов, особенно в летнее время. Одесский трамвай усовершенствовался, модернизировался, изменил свой внешний вид, обрел номер маршрута...

Осталось неизменным лишь его предназначение - служить замечательным людям, живущим в Одессе.
Ольга Разина

Не смотря на появление поездов, трамваи по прежнему не теряют своей актуальности. Хотя в наше время уже можно купить электронный билет на поезд, но поездка на трамвае даёт непередаваемые ощущения от такой медленной и неторопливой прогулки по живописным улицам Одессы.
http://odesskiy.com/chisto-fakti-iz-zhizni-i-istorii/istorija-pojavlenija-tramvaja-v-odesse.html

Tags: История трамвая, Одесса, история, трамвай
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment